Сама идея бизнес -образования, как известно, появилась в Америке в самом начале 20 века, когда несколько студентов колледжа в Дартмуте получили дипломы по специальности Master of Commercial Science (Мастер торгового дела), которая стала прототипом MBA. Далее в течение всего XX века бизнес-образование, вслед за развитием различных теорий и школ ведения бизнеса и появлением крупных компаний и глобальных корпораций, победным маршем прошлось по развитым странам, завоевав себе репутацию одного из наиболее престижных и эффективных способов обучения. К середине 1990- х годов волна популярности МВА- образования докатилась до России, и именно с этого времени начинается его стремительное развитие в нашей стране. К настоящему моменту более чем двадцатилетнего развития бизнес-образование в России достигло определенных высот: бизнес-школы начали успешно разрабатывать и внедрять свои собственные образовательные программы (тогда как в начале в большей степени все программы основывались на зарубежном опыте); кейсы и тренинги, применяемые в учебном процессе, обогатились российским практическим опытом ведения бизнеса и адаптировались к российским реалиям; появились преподаватели и бизнес-трененры, имеющие реальный управленческий опыт, вместо академического научного; значительно разнообразилось число форм и видов обучения.

Количество бизнес-школ, предлагающих получить «корочку» МВА, в России неуклонно растет, при чем в сегментах как очного, так и дистанционного образования. В одной Москве биснес-школ насчитывается почти 30, и более 70 по всей России. Однако уровень и качество образования, конечно, не везде одинаковы. В настоящее время любой желающий обогатиться знаниями в области менеджмента сталкивается с неминуемой проблемой по выбору школы, где он смог бы найти подходящее по цене и качеству предложение.

Есть несколько ключевых моментов, на которые необходимо обратить внимание при выборе бизнес-школы:

  • Во-первых, очное обучение всегда будет стоить на порядок дороже, чем дистанционное или так называемые part-time программы (как правило, вечерние и выходного дня);
  • Во-вторых, школы, предлагающие стажировки за рубежом также обойдутся в «круглую сумму»;
  • В-третьих, при выборе школы обязательно необходимо интересоваться опытом данного образовательного учреждения именно по программам МВА, так как многие бизнес-школы функционируют на базе высших учебных заведений, при этом опыт и репутация ВУЗа и бизнес-школы при нем могут сильно отличаться;
  • В-четвертых, обязательно необходимо познакомится с отзывами бывших и настоящих студентов, которые помогут сориентироваться и подготовиться к возможному появлению «подводным камней».

Понятно также, что российский управленец должен обладать рядом специфических навыков, которые не характерны для зарубежной практики. К таковым эксперты, в частности, относят развитые лидерские качества и харизма, так как общеизвестно, что в России бизнес всегда требовал “сильной руки” способной принимать решения. Не менее важным качеством высококлассного менеджера в России относят готовность работать в условиях неопределенности и умение гибко реагировать на непредвиденные изменения бизнес-среды, которая в России функционирует в условиях динамической неустойчивости. Поэтому при выборе бизнес-школы необходимо проверить программу обучения на предмет возможности развития этих навыков.

Что касается рейтинга бизнес- школ в России, в тройку лидеров эксперты чаще всего включают Высшую школу международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ, Московскую международную высшую школу бизнеса «МИРБИС» и Высшую школу корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ.

Однако обучение в этих школах является достаточно дорогим удовольствием, особенно для слушателей из регионов России и стран ближнего зарубежья, поэтому популярностью пользуются и более демократичные варианты обучения в таких школах как, например, Московская Бизнес Школа, предлагающие помимо прочего и “укороченные” узкоспециализированные программы mini –mba.

Российская практика бизнес-образования имеет свои особенности, которые отличают от того, что происходит в Европе и США. В частности, некоторые эксперты говорят о том, что приоритетные общепринятые за границей мотивы получения степени МВА, такие как  престижность бренда, полезные бизнес-контакты и новые знания, не являются приоритетными для российских слушателей бизнес-программ. В России доминирующим мотивом является желание построить более успешную карьеру и получать более высокую заработную плату.

Значение МВА- образование для российского бизнеса трудно переоценить: всем давно понятно, что после вступления России в ВТО интеграция российского бизнеса в мировую экономическую среду так или иначе неизбежна, а значит, требуются специалисты, способные “рулить” этим бизнесом на уровне мировых стандартов. Уже сейчас все более менее крупные иностранные компании, работающие на российском рынке, равно как и национальные игроки, принимая на работу топ-менеджеров делят их на две большие категории: тех, у кого есть степень МВА, и тех, у кого ее нет. Понятно, что первые получают больше шансов при приеме на работу. Далее все больше усиливается дифференциация дипломов МВА в зависимости от рейтинга школы, так как он  гарантирует должное качество образования, так что выбор бизнес-школы становится ключевым фактором дальнейшего успеха.